История

 

История г.Кара-Балта

Самой судьбой, географическим расположением, укладом жизни тюркских народов Центральной Азии и соседствующих с ними стран было предназначено нашему городу стать в разное время крупным поселением: в VI-VП веках это был Нузкет — важный торговый центр на Великом шелковом пути, в начале ХХ века – Калининским район с множеством артелей, с 1975 года – Кара-Балта – крупное промышленное ядро Чуйской области. Сохранившиеся различные арабские и китайские источники свидетельствуют, что в наш город являлся значимым средневековым поселением. Здесь находили ночлег и защиту от грабителей десятки купеческих караванов, на базарной площади шла торговля и обмен товарами, для таких взаимовыгодных продаж и обменов работали сотни ремесленников, чьи изделия отсюда уходили в дальние страны по Шелковому пути. Город Нузкет становился прочным звеном в цепи, связующей наш горный край с широким внешним миром. Археологические исследования показывают, что Нузкет (поздние названия Шиш-Тепе, Шиш-Дебе) был огромным городом, состоял из цитадели и шахристана общей площадью около 1 км и располагался на месте нынешних нижних рынков. Цитадель возвышалась над остальной поверхностью городища. Здесь размещался замок правителя, важнейшие государственные учреждения, хозяйственные постройки для обслуживания семьи правителя и проживающих с ним лиц. В шахристане, окольцовывающем цитадель, сосредотачивались усадьбы знати и чиновников, соборная мечеть и базары. Рабад, где обычно в древних городищах располагались промышленные предместья, Нузкет, как и прочие крепости Чуйской области, не имел. Промышленники соседствовали в шахристане с земледельцами и скотоводами. Смешанное население проживало и на остальной территории Нузкета. Общая площадь города составляла около 6 тысяч гектаров, объединяя нынешние села Алексеевка, Калининское, Федоровка, Новониколаевка, Джекен, Ири-Суу, Сары-Коо и северную часть города Кара-Балта. Город был обнесен длинным валом, имеющим форму неправильного многогранника периметром свыше 12 км. Часть этого вала была разрушена при строительстве водоемов и отстойников сахарного завода. Имелся и второй вал, охватывающий территорию около 50 км. Валы укрепляли мощные башни, вход защищал подъемный мост. Город был разбит на улицы, где возвышались постройки усадебного типа, а также ирригационные каналы, направляющие паводковые воды. Четыре строительных горизонта стен свидетельствуют о том, что город достраивался четыре раза. Нузкет был средоточием культуры. Здесь изготавливались многие предметы домашнего обихода. В частности, керамические изделия производились как ручным способом, так и на гончарном круге. Они отличались высоким качеством и искусной орнаментацией, подтверждающей, что ее изготовитель — мастер-художник с большими навыками. Примечательны в этом плане найденные предметы с ручками крышек в виде птиц, животных, человека и т.д. Нузкет в силу своего месторасположения, на котором сходились караванные пути по равнинам с Запада и севера, а через горные перевалы с юга, с Ошского направления, стал одним из самых крупных средневековых поселений Чуйской долины. города остались только руины да пепел, а вокруг на многие десятки километров — полное запустение. Более шести веков кочевники обходили это место стороной, на месте Нузкета не возникало поселений, и только с образованием Кокандского ханства при хане Мадалы здесь была построена военная крепость Шиш- Дебе. Археолог Кожемяко П.Н. в своем труде «Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины» писал о результатах раскопок в городище Шиш-Дебе, что «…южная часть шахристана с цитаделью является наиболее древним элементом в городище Шиш-Тюбе, зародившимся около V1 веке и просуществовавшим до Х11 века. Северная часть шахристана возникла позже (не ранее V11 в.), но застроена гуще, и жизнь на ней была гораздо интенсивнее. Поэтому культурные наслоения времени Х-Х11 вв. здесь достигают трехметровой толщины. Она возникла в то время, когда южная часть с цитаделью, являвшаяся военно-административным центром уже сложилась. Поэтому северную часть можно считать местом торгово-ремесленной жизни…Можно сделать вывод, что в городище Шиш-Тюбе мы имеем цитадель, шахристан, состоящий из двух частей и огромную территорию с одиночными постройками. Ранние следы жизни относятся к V1- V11вв., а конец – к Х11в. Развитие его можно представить следующим образом: первоначально возникла южная часть его (шахристан с цитаделью), затем пристроена северная часть шахристана. Одновременно с нею начали появляться одиночные постройки вне шахристана. Эта часть поселения уже в Х в. разрослась до пределов первого кольца стены». Путешественник Бартольд В.В. в своем «Отчете о поездке в Среднюю Азию с научной целью 1893-1894 гг.» писал следующее: «Около двух следующих станций Чалдыбара и Карабалты, есть остатки больших кокандских (сартовских) укреплений. Обе крепости имеют вполне аналогичное устройство: крепость окружена валом в виде неправильного четырехугольника: внутри ее, именно в северо-западном углу, находится еще возвышение, окруженное стеной из сырцовых кирпичей, среди сырца встречаются также целые обожженные кирпичи и их обломки. Вход в крепость одна – в восточной стороне, кроме этого пространства крепости со всех сторон были окружены непроходимыми болотами; болото около Карабалты теперь отчасти уже высохло, Карабалтинская крепость носит у местных жителей название Шиш-Тепе, основание ее приписывается Соломону. Нет сомнения, что в обеих крепостях цитадели с сырцовыми стенами возведены сартами в самое недавнее время; но самые крепости могут быть гораздо более древнего происхождения… мы кроме укреплений осматривали и каменные бабы… курганы почти всегда расположены к югу от дороги, по направлению к ущельям, у самого входа в ущелье почти всегда есть курганы – явление, которое нам потом пришлось встречать и в Семиречье. Каменные бабы обычного типа находятся около дороги, верстах в 5 от Чалдовара и около крестьянских домов в Николаевке и Карабалты. В востоку от селения находится еще турткуль, он представляет большой плоский холм с бугристой (изрытой) поверхностью, насыпанный из почвы и ясно разделенный на две половины широкой ложбиной, направляющейся с юга на север и служащий как бы сквозным ходом на холм. Холм окружен рвом в виде болота сплошь заросшего камышом. В северо-восточном углу видна пологая овальная яма. Ямы значительно меньших размеров разбросаны и по всей остальной поверхности холма. В турткуле и около него при раскопках находили золотые и серебряные вещи, удила, обложенные золотом и др.» А в тридцатых годах XIX века в обращении появилось новое кыргызское название встающего из пепла поселения Кара-Балта. Крепости кокандцы строили по всей Чуйской долине. Шиш-Дебе контролировала всю ее западную часть, Пишпек — восточную. Обеспечение военных гарнизонов продовольствием и одеждой тяжелым бременем ложилось на кыргызское население. Среди кыргызских родов Солто и Бугу, потомков Жайыл-Баатыра, называвших эту землю «Жайыл-Эли», зрела мысль о поисках защиты у сильного соседа — России. С этой миссией был направлен в Санкт-Петербург первый ходок Камчибек Шералин.

В 1863 году вспыхнула открытая схватка между кокандским наместником Рахматуллой и главой рода Солто – Байтиком Канаевым. По просьбе последнего русские войска пришли на помощь восставшим кыргызам. Главная крепость — Пишпек – пала и вскоре судьба Кокандского насилья была решена. На освобожденной земле утвердилась власть России, сюда начали приезжать на постоянное место жительства добровольцы-казаки. Привлекали чужестранцев благоприятные климатические условия, целинные земли, сулящие урожайность, а также освобождение на 45 лет от уплаты налогов всех переселенцев в Сыр-Дарьинскую область. (Поселок Кара-Балта тогда входил в Аулия-Атинский уезд Сыр-Дарьинской области.. Граница между Сыр-Дарьинской и Семиреченской областями проходила по восточному берегу реки Кара-Балта). В 1874 году в поселке насчитывалось более ста русских переселенцев, но желающие продолжали прибывать. Теперь переселялись жители Украины. В 1912 году численность населения поселка Кара-Балта возросла до двух тысяч. Поселение состояло из приземистых саманных домов, крытых камышом, обнесенных глинобитными дувалами. Развивались мелкие кустарные предприятия с двумя-тремя, рабочими: водяные мельницы, маслобойни, сапожные, портняжные, бондарные, обозо-кузнечные мастерские. Становление поселка, как будущего города, началось с августа 1924 года, когда было завершено строительство железнодорожной ветки Пишпек-Луговая, прошедшей через него. В строительстве ее принимали участие многие наши карабалтинцы. В последующие годы здесь начало развиваться промышленное производство. Делали конные брички, колеса, сельхозорудия, гвозди, столярные изделия, бочки. Но в корне меняющим облик поселка, быт людей, их культурный и образовательный ценз стало введение в строй 8 марта 1933 года крупного сахарного завода со всеми вспомогательными службами, теплоэлектроцентралью, жилым поселком. Он дал мощный импульс развитию свекловодства в районе, животноводства, других отраслей сельского хозяйства, призванных обеспечивать продуктами питания большую армию рабочих, а сырьем — перерабатывающие предприятия. В годы войны он обеспечивал сахаром армию и при сахарном заводе был построен глицериновый. Глицерин нужен был- фронту, как антиоблединитель и как основа для производства каучука. В то же время шло строительство спиртового завода. Первый спирт был получен в 1943 году. Когда потребность в глицерине отпала, все силы были брошены на развитие спиртового производства. В 1954 году с вводом в строй Сосновской ГЭС поселок был электрифицирован.

 

Географическое положение

Кара-Балта — один из самых молодых городов Кыргызской Республики уютно размещен у подножия северного склона Ала-Тоо, в центре западной части Чуйской долины, в 62 км от столицы Кыргызской Республики — города Бишкека, на высоте 700-750 метров над уровнем моря, на левобережье реки Кара-Балта бассейна реки Чу. Кара-Балта — один из крупнейших транспортных узлов Чуйской области: с запада на восток его пересекают железнодорожная линия Ташкент-Тараз-Бишкек-Балыкчи и автомагистраль Ташкент-Бишкек-Алматы, имеющие межгосударственное значение. Для социально-экономического развития района важное значение имеют автомобильные дороги Бишкек-Ош, Кара-Балта-Суусамыр-Минкуш, проходящие по правобережью реки Кара-Балта. Гидрографическая сеть города представлена рекой Кара-Балта, окаймляющей город с востока на протяжении 7 километров и, берущей начало в ледниках гор при слиянии горных речушек Абла, Коль, Туюк. Длина реки в целом составляет 133 км, площадь ее бассейна — 577 км», средний расход воды 5,25 м»/сек, питание — снеголедниковое. В районе города русло реки Кара-Балта сухое, так как в верхней зоне у выхода реки из горного ущелья устроен водораздел с отводными оросительными каналами, один из которых проходит по территории города. Русло и пойма реки используются для карьерных разработок. Город утопает в зелени: величественны сосны на главной улице города – улице Турара Кожомбердиева, два многолетних парка, лесопосадки вдоль всех автомобильных дорог. Накануне 30-летнего юбилея своего города карабалтинцы посадили свыше 30 тысяч фруктовых и декоративных деревьев.

Административно-территориальное деление

Кара-Балта был присвоен статус города 9 сентября 1975 года Указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР, а земли распределены в соответствии с Постановлением Совета Министров Киргизской ССР от 16 февраля 1976 года. В состав территории города вошли 3152 га: 262 га от пгт. Кош-Тегирмен, 375 га от пгт Кара-Балта, 105 га от районного центра села Калининского, 260 га от колхоза «Серп и молот», 10 га от совхоза по откорму скота; 162 га от колхоза имени Ленина, 17 га от колхоза имени Ильича, 1961 га от промышленных и прочих учреждений. В 1988 году город расширил свои границы за счет отделения 55 га от села Алексеевка в сторону гор под строительство жилья горожан. Протяженность городской зоны составила по ширине — 4,8 км, по длине — 7,3 км.

Градостроительство

Статус города дал райцентру более широкие возможности строительства жилья, соцкультобъектов. Новые жилые микрорайоны, вставшие в центре поселка — плод такого преобразования. Кара-Балта по замыслу в верхней зоне должен был стать городом спутником столицы, под руководством главного архитектора института «Киргизпромстрой» Карпенко Н.В. был разработан его генеральный план до 2000 года, с расчетом на 100000 населения. Но началась перестройка и ему не суждено было осуществиться, в 1999 году начал разрабатываться третий генплан города в институте «Кыргыз НИИП Градостроительства» под руководством архитектора Туговой Т.А. на 56 тысяч населения. Для перспективы этого проекта необходимо изыскание дополнительных 130 гектаров. Принято решение не привлекать площади района, а использовать внутренние городские резервы: незавершенное строительство, пустоши, покинутые дачные участки.